Нездоровый перфекционизм
Есть у меня такая фигня, да. В целом конечно перфекционизм неплох, но у меня он часто бывает неоправданным. Мне всё хочется чтобы было идеально. И осознание проблемы — уже половина решения. А написание о ней в блог так и вовсе 2/3.
Помню как-то на заре бизнес-карьеры я решил обновить свой компьютер. Я тогда собственно и занимался продажей компьютеров, и дело начало приносить доход. Это было начало 2000-х и тогда я ничего не знал об эпле (в Челябинске их и не продавали даже), ноутбуки были редки и страшно дороги, тогда не было всяких красивых моноблоков, и вообще покупка компьютера в обязательном порядке подразумевала его сборку из разных запчастей. И я захотел себе сделать какой-нибудь классный компьютер, чтобы он не только внутри был неплохой, но и снаружи чтобы был черно-серебристый, а все элементы от мышки до системника были в едином стиле. И вот одной из первых покупок был корпус (это такой железный ящик, куда уже все внутренности вставляются). Стоил он тыщи 1,5-2 в то время... и еще столько же денег я потратил на интернет, читая всякие обзоры, и выбирая тот самый идеальный корпус.
Ооо... а сколько времени я выбирал первый телефон! За это время я прочитал все возможные обзоры имеющихся на рынке телефонов (их было намного меньше, чем сейчас), и знал наизусть вплоть до веса каждой модели %)
К счастью, в 2007-м году я купил айфон, а потом и макинтош, и с тех пор у меня уже нет проблемы выбора идеального телефона или компьютера. Они для меня идеально подходят, и если что, я знаю, что при необходимости можно пойти и купить новый ай фон/мак.
И в принципе, такой подход при покупках вполне оправдан. Ну не пофиг ли, сколько времени выбираешь телефон, если этот период времени копишь деньги на него? Или есть ли проблема потратить 1,5 тысяч на выбор корпуса, когда покупаешь его на несколько лет?
Но вот в бизнесе, где время = деньги, этот сраный перфекционизм чуть ли не самое большое зло!
Как правило, лучше что-то сделать не идеально, но зато в принципе сделать. Это не значит, что можно сделать полную фигню, но обычно для начала достаточно сделать просто хорошо. Тут правда важно не забить впоследствии, и стремиться улучить это самое «хорошо».
Когда мы запускали интернет-магазин 3.5 года назад, я поначалу тоже хотел сделать всё круто, возился очень долго, а потом просто взяли и запустили магазин на абсолютно стандартном и унылом дизайне «привет из 90-х». Для меня было шоком, когда в ту же неделю появился первый клиент и без каких-либо вопросов оплатил заказ на 20тр. По-моему, у нас тогда даже телефона не было на сайте, не говоря уж о каком-то презентабельном дизайне. Потом уже конечно и рекламу сделали, и дизайн поприличнее запилили, но за те пару месяцев получилось продать на ~100тр.
И вот тут наступает опасный момент, когда «хорошо» уже явно работает, а делать еще лучше вроде как и незачем. В случае с тем же магазином можно увеличить количество рекламных площадок, а значит и клиентов. Или допустим высокий процент заказов не финализируется. Я уверен, что если клиентам не только присылать емеил с подтверждением, но и звонить, то платить будут охотнее. Тем более, в России многие приучены, что на сайтах то цена, то наличие не актуально. Но не сложилось у нас такой практики... раньше еще писали емейлы через несколько дней после заказа с вопросом, передумал ли человек, или просто почему-то не платит. Какой-то результат это давало наверное, но его никто не считал, а сама формулировка вопроса была какая-то не очень красивая, так что в последствии отказались и от этого. В итоге, мне кажется, что подавляющее большинство заказов — это постоянные клиенты, которые уже знают, как и что устроено, а так же те, кто предварительно позвонил/написал, и с ним всё обговорили уже. И совсем маленький процент тех, кто делает покупки обычно за границей, и привык, что какой-нибудь Амазон ему не перезвонит после заказа, а просто вышлет товар после оплаты. В принципе удобно, но с точки зрения продаж в России — это ужасно конечно :)
Но самый явный способ увеличения продаж, конечно, увеличить ассортимент. В магазине висит только то, что есть в наличии — несколько сотен товаров, тогда как в принципе их тысячи! Конечно за эти годы ассортимент увеличился кратно, и сейчас на складе есть большинство ходовых позиций. Но все равно, даже среди этих ходовых товаров кому-то может захотеться точно такое же, но в самом непопулярном цвете. Или совсем непопулярную вещь, которая в России нужна только этому человеку, и её в принципе никто не возит.
Пробовали по началу добавлять на сайте позиции «под заказ», но получался венегрет. И опять же создавалась проблема многих российских магазинов — заказываешь вещь и не понятно, есть она в наличии или нет. Дополнительный гемор для покупателя.
Через некоторое время оформилась идея сделать отдельный магазин, где всё будет под заказ и уже явно можно будет указать все сроки и условия доставки.
И вот тут опять вылез перфекционизм. Надо было в тот же день сделать в «Блокноте» на HTML страницу с единственной ссылкой на .xls файл с прайсом. И ниже написать телефон с емейлом. Всё! Потому что даже сейчас периодически присылают вопросы, мол у вас на сайте такого нет, но может быть можете достать? Можем конечно! И пусть даже один человек каким-то чудом бы наткнулся на этот сайт, и пройдя все круги ада с установкой экселя для просмотра прайса, позвонил бы и сделал заказ, это бы уже стоило того! Потом можно было бы эксель заменить на пдф. Потом вместо пдф добавить таблицу прям на сайт. Потом добавить фотки товара. Потом описание. Потом «корзину». И так далее.
А всё это время сайт бы приносил деньги. Не миллионы, но когда вложил 0 рублей, а получил 1000 — в процентах это все равно охренительно :)
Но я решаю, что надо сразу сделать круто. Чтоб человек зашел, офигел от увиденного и сразу бы сделал заказ на сто тыщ! Заказываю сайт в дизайн-студии, они делают макет... и тут надо бы остановиться, сказать зашибись, давай запускать! Но в макете что-то неидеально для такого крутого сайта. Хз что, я же не дизайнер, иначе бы и сам нарисовал. Поэтому я прошу второго дизайнера сделать отдельно макет, чтобы студия уже довела до ума потом. Второй дизайнер вместо обещанной недели тянет 2 месяца, и всё равно результат не идеален. Два месяца, которые я бы мог уже зарабатывать деньги, раскручивать сайт и всё прочее. И сейчас я бы уже имел четкое представление — или с этого сайта падает 3 заказа в месяц, и вообще пофиг, если от нового оформления стало бы 4, или же там всё круто прет и можно вкладывать любые деньги в обновление, не переставая эти же деньги зарабатывать на нём. Я пытаюсь найти какое-то логическое объяснение своим действиям, ну типа лучше 1 раз сделать хорошо, чем 5 раз переделывать, но как-то это неубедительно.
И вот если бы мне кто-то рассказал всё описанное, я бы наверное сказал, а ведь точно, чё я так туплю то. Но мне никто не сказал, а у самого были какие-то мысли частями, но не было четкой картины со всеми расчетами. Хотя конечно я слышал всякие там «К черту всё, берись и делай!», но в случае с сайтом я это расценивал как надо взяться и запустить идеальный сайт.
3 комментария:
Это он тебе приносит 70 (или сколько ты тогда писал) в месяц? Или ты еще на работу ходишь, кроме него?
Про свой могу рассказать как-нибудь при встрече :)
ну вообщем, я еще на работу на хожу...и еще проекты есть)
Отправить комментарий